Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умние ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внуренни потенциал. портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Оснонвная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.
Структура портфолио
Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:
1) Личные данные
а) титульный лист;
б) автобиография;
в) рассказ о себе;
г) список долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры.
Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше если он сам выберет свое фото. Таким образом можно развивать его инициативность. Ребенок мого бы описатьсвои увлечения, рассказать о своем городе, поселке, селе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии,, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему кажется интересным и то, что он считает важным.
2) Достижения:
а) заполненный бланк под названием "Перечень моих достижений";
б) творческие работы, статьи, исследовательские проекты, работы, которые признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем;
в) полученные ребенком грамоты, дипломы за достижения в разных сферах деятельности;
г) характеристика;
д) информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;
е) поставленные цели.
3) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:
а) фотографии;
б) видеозаписи;
в) результаты контрольных работ, тестирования, экзамена рисунки;
г) информация, которая отражает всю общественно - полезную деятельность ребенка;
д) заполненные бланки:
* "Исследовательские, творческие работы";
* "Посещение дополнительного образования";
* "Индивидуальные (дополнительные) курсы".
д) список прочтенной литературы;
е) учебный план;
ж) информация о награждениях.
В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или поделок, которые делала ребенок. Также можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг
4) Отзывы и пожелания
а) отзывы зва проделанную работу;
б) рекомендации в письменном виде;
в) ободрительные письма;
г) цели начало учебного года;
д) итоги учебного года.
Этот раздел самый важный для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимания стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово "молодец", а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конктретные достижения, намного лучше учатся.
Варианты оформления портфолио 3